Создатели ангелов из Надьрева и правда вокруг смертоносных женщин мифа

В центре Венгрии вы найдете спокойную деревню Надьрев. Это небольшой фермерский городок, расположенный к юго-востоку от Будапешта, с населением примерно 800 человек и похожий на другие мирные деревни в Венгрии начала XX века. Община была тесно связанной, инфраструктура — примитивной. Однако отсутствовала местный врач, что ограничивало возможности тех, кто болел или нуждался в медицинской консультации. Это изменилось в 1911 году, когда женщина по имени Жюжанна Фазекас приехала в город. Всего за пятнадцать лет она приобрела известность во всей Европе как провозглашенная сама себя лидер группы женщин, обвиненных в убийстве почти трехсот человек посредством отравления. Их стали называть Надьревскими ангельскими убийцами.

💰 Мечтаешь, чтобы деньги сыпались, как листья осенью?
В Top Crypto выбирают монеты с обещаниями взлёта, если вселенная сегодня настроится на добрый лад! 🔥

Присоединиться в Telegram

Приехав в Надьрев, Жюссанна Фазекаш привлекла несколько удивленных взглядов. Ее прошлое было немного таинственным: муж как будто исчез при загадочных обстоятельствах, и никто не мог проследить ее происхождение. Тем не менее, она представила заслуживающие доверия рекомендации и похвасталась предыдущим опытом работы акушеркой.

Как геймер, изучающий страницы истории, я наткнулся на увлекательную историю о повитухах – женщинах, которые на протяжении тысячелетий пользовались значительным влиянием и уважением в различных обществах. В древнем Египте их почитали как опытных профессионалов, а во времена Римской империи их услуги высоко ценились даже среди рабынь или подневольных женщин, которые могли заработать свободу благодаря этому ремеслу. Однако ситуация изменилась к худшему с приходом Средних веков, когда профессия повитухи стала ассоциироваться с колдовством. Множество женщин, особенно тех, кто обладал глубокими медицинскими знаниями и опытом в использовании природных средств, были ложно обвинены церковью в ведьмовстве. Правила стали ужесточаться вокруг их профессии, и мужчины начали вторгаться в эту область. Рождение ребенка постепенно превратилось из области повитух в сферу докторов (мужчин). В малых общинах или регионах с ограниченными медицинскими ресурсами повивальные бабки продолжали играть ключевую роль в жизни людей. Эти женщины также были известны как специалисты по абортам. Они служили доверенными лицами и советницами женщинам во времена наибольших трудностей, действуя как мудрые наставники для тех, кто искал утешения. Жюсзана Фазекас была одной из таких женщин, которая предлагала утешение и советы жителям Нагирева.

В 1910-х годах Венгрия была неспокойным регионом, характеризующимся политической нестабильностью, широко распространенной нищетой и ограниченными возможностями для женщин. Страна сильно пострадала от Первой мировой войны, которая призвала на службу около 9 миллионов мужчин из Австро-Венгерской империи, что привело к ужасающему числу потерь. Многие браки в это время были заключены по договоренности, когда семьи подбирали молодоженам партнеров постарше. Женщины не имели права выбора и даже развод еще не был доступен, особенно если речь шла о домашнем насилии. В результате многие женщины оказывались запертыми в безлюбовных и напряженных отношениях с мужчинами, которых они боялись, ситуация усугубленная началом войны. Они оставались без достаточного количества денег, поддержки и обязаны были заботиться о растущих семьях. Однако деревня Надьре́в в Венгрии столкнулась с притоком военнопленных союзников, отправленных работать на местных фермах после призыва мужчин. Некоторые из этих мужчин влились в деревенскую жизнь и даже завязали романтические отношения со замужними женщинами. В некоторых случаях женщины имели нескольких любовников одновременно. Этот краткий период сексуальной свободы привел к многочисленным нежелательным беременностям, при которых Фезекаш, акушерка, предоставляла аборты — практику тогда незаконную. Несмотря на то что она была арестована более десяти раз между 1911 и 1921 годами за проведение этих незаконных процедур, всегда выносились оправдательные приговоры со стороны сочувствующих судей, после чего Фезекаш продолжала свою деятельность в Надьре́ве.

После войны некоторые солдаты деревни Надьрев вернулись домой, но время на поле боя кардинально изменило их. Посттравматическое стрессовое расстройство еще не признавалось официальным диагнозом, и многие страдали от незаживающих физических ран. Эти мужчины, которые прежде обеспечивали свои семьи, теперь нуждались в помощи – резкий контраст с самостоятельностью, которую развили их жены за годы. Перегруженные зависимостью своих мужей, женщины обращались к Фазекам за советом. Они откровенничали перед ней о личных проблемах и, когда говорили о трудностях со своими вернувшимися супругами, Фазека предложила нетрадиционное решение.

Если у нас возникнут проблемы с ним, я знаю простое решение.

Решение, о котором они говорили, было арсеном: для его создания кипятили клейкую бумагу от мух и снимали оставшееся вредное вещество. На протяжении сотен лет мышьяк использовался в различных целях, таких как лечение заболеваний (например, сифилиса) и улучшение состояния кожи. В викторианскую эпоху он продавался даже как средство против пятен на лице. Однако это также было одним из наиболее часто используемых методов убийства на протяжении всей истории человечества. Воздействие мышьяка могло происходить естественным путем при употреблении зараженной воды, что делало его привлекательным вариантом для тех, кто хотел скрыть свои преступления, обвиняя их в холере благодаря схожим симптомам (таким как рвота, боль в животе, диарея и обесцвечивание кожи). В таком регионе, как Надьрев, где инфраструктура развита слабо и надежные источники воды отсутствуют, отравление мышьяком казалось идеальным преступлением.

Фезекас тайно убеждал женщин отравлять своих мужей ядом из мышьяка, утверждая, что его невозможно обнаружить в организме. Она даже привлекла к этому делу Сузи Олаха, который подделывал свидетельства о смерти, скрывая истинную причину гибели. Выявлено, что Олах отравил своего пожилого мужа, будучи всего лишь 18-летней девушкой. Новости об этих ужасных поступках быстро распространились по общине, приводя к многочисленным смертям. Целью были не только мужья; женщины также убивали своих родителей и детей. Фезекас якобы сказала одной женщине: ‘Зачем терпеть их?’ За период в 18 лет предполагается, что было совершено от 45 до 50 убийств в Надьреве, за что он получил мрачное прозвище ‘район убийств’.

Будучи страстным энтузиастом истории, меня всегда интересовала тайна вокруг создателей ангелов. Точный метод их выявления остается неясным, однако одна версия гласит, что студент-медик из соседнего городка обнаружил повышенные уровни мышьяка в теле, найденном на берегу реки. Это открытие послужило началом расследования.

Другой рассказ, написанный Бела Бодо, венгерско-американским историком, указывает на то, что убийства стали известны после того, как анонимное письмо было отправлено местной газете, обвиняя этих женщин в массовых убийствах. Независимо от начальных деталей, власти вскоре были вынуждены эксгумировать множество тел из местного кладбища. Шокирующе, 46 из 50 извлеченных трупов содержали значительные количества мышьяка.

Когда правоохранительные органы прибыли для задержания Фазекас, она была найдена мертвой после того как приняла яд сама. Всего 26 женщин предстали перед судом за ее убийство, имея разные мотивы. Эти преступления стали местными легендами. Некоторые женщины заявили о своем недовольстве насильственными партнерами. Другие стремились завладеть землей своих родственников. Многие признались в желании уберечь возлюбленных от опасностей войны. Было поразительно то время видеть без раскаяния этих женщин в суде, будто они скучали по театральности зала судебных заседаний. Они верили, что действовали с необходимостью, несмотря на отвратительность своих поступков. В итоге восемь из Ангельских Создателей Надьяре были приговорены к смерти, но только двое фактически казнены. Оставшиеся двенадцать получили тюремные сроки.

Сегодня история о Надьреве несет статус местного фольклора, захватывающий фрагмент венгерской истории, который больше не внушает тот ужас, какой он вызывал ранее. Однако представляется возможным, что эти женщины были не единственными участниками убийств. В соседнем городке Тисзакурт также обнаружили дополнительные эксгумированные трупы со следами мышьяка, однако никто так и не был привлечен к ответственности за эти смерти. Во время коммунистического режима в 1950-е годы историк Ференц Гьоргеев встретил пожилого жителя деревни, который утверждал, что местные женщины веками убивали своих мужей. В 2004 году Мария Гуня, которая была юной девочкой во время деятельности Ангельских мастеров в Надьреве, намекала BBC о том, что после отравлений поведение мужчин по отношению к их женам заметно улучшилось.

Смотрите также

2025-07-07 17:47