Аннабель, Чаки и Говорящая Тина: почему куклы такие жуткие?

🚀 Готовы к криптовалютным новостям? Присоединяйтесь к Telegram-каналу Airdrop прямо сейчас! Получайте обновления в режиме реального времени, анализ рынка и советы инсайдеров. Не пропустите! Нажмите здесь: 👇

Airdrop Telegram


Аннабель, Чаки и Говорящая Тина: почему куклы такие жуткие?

Как опытный геймер, за плечами которого более двух десятилетий опыта в жанре ужасов, я могу с уверенностью сказать, что куклы обладают сверхъестественной способностью вызывать у меня мурашки по спине, как ни один другой неодушевленный предмет. В детстве я всегда был ребенком, который прятался за диваном во время просмотра фильма ужасов, но сейчас я здесь и с нетерпением ищу новейшую ужасающую игру или фильм с участием этих безжизненных, бездушных и, казалось бы, безобидных объектов.


Жуткие существа, такие как призраки, демоны, убийцы и жуткие куклы, образуют гору Рашмор устрашающих фигур. Хотя первые три, несомненно, пугают — встреча с одним из них наверняка вызовет страх — остается загадкой, почему куклы могут нас напугать. В конце концов, это обычно неодушевленные предметы, с которыми мы играем в детстве. Однако, когда их переосмысливают или манипулируют, чтобы они стали зловещими, они могут вызвать глубокое чувство беспокойства.

Куклы – это предметы, которые являются частью нашего повседневного мира и одним из первых предметов, с которыми мы взаимодействуем в раннем детстве. Эти игрушки предназначены для развлечения и созданы, чтобы приносить счастье. Это может показаться странным, но куклы занимают достаточно видное место в фильмах ужасов, чтобы заслужить отдельную подкатегорию. Такие фильмы, как «Аннабель», «Хозяин Марионеток», «Говорящая Тина» из «Сумеречной зоны», «KKK Comeuppance» из «Сказок из капюшона» и, конечно же, сериал «Детские игры» — это лишь несколько примеров страшные кукольные фильмы доступны для просмотра, если вы этого хотите. Учитывая, что все три сезона «Чаки» сейчас транслируются на Peacock, это может быть отличным моментом для изучения этой своеобразной тенденции в популярной культуре.

about:blank

Исследования «фактора ползучести» кукол ограничены, однако они подпадают под наши более широкие связи с неодушевленными объектами, похожими на нас. Концепция Зловещей долины была представлена ​​робототехником Масахиро Мори в 1970 году. Он предположил, что наше признание роботов увеличивается по мере того, как они становятся более похожими на людей, но только до определенной степени. После этого момента они становятся тревожными или даже отталкивающими. Эта теория применима не только к роботам, но и ко всему, что пытается имитировать гуманоидную форму, например, к куклам.

Как игрушки становятся страшными?

Один из способов перефразировать это в естественной и легкой для чтения форме: «Различия между древними и современными куклами можно четко увидеть на спектре. Простая резьба по камню не вызывает страха; вместо этого она может вызвать некоторое узнавание». С другой стороны, более современная кукла может вызвать совершенно другой набор эмоций, когда вы смотрите в ее стеклянные глаза. Вероятно, это связано с эффектами эволюции. «

Со временем наш разум приспособился выявлять определенные триггеры и реагировать на них, в первую очередь с целью повышения нашего выживания. Это заставило нас различать объекты, которые полностью инертны, и те, которые потенциально могут обладать сознанием или представлять для нас угрозу. Интересно, что наш мозг особенно хорошо умеет распознавать лица, поэтому иногда мы воспринимаем их, даже когда их на самом деле нет.

Исследования показывают, что способность распознавания лиц практически присуща ребенку вскоре после рождения. В одном конкретном исследовании, посвященном младенцам в возрасте в среднем девять минут, было замечено, что они склонны больше концентрироваться на лицах, чем на случайных визуальных стимулах. Это говорит о том, что эта способность может быть встроена в структуру нашего мозга, подразумевая, что это врожденная характеристика, а не что-то приобретенное с течением времени.

Однако разум не останавливается на простом распознавании структур, похожих на лица. После достижения цели он переходит к вторичным расчетам. Тогда возникает вопрос, является ли рассматриваемый объект достаточно реалистичным, чтобы пройти проверку.

По мнению ученого-когнитивиста Айше Сайгина из Калифорнийского университета в Сан-Диего, который беседовал с Scientific American, это кажется решающим, потому что, когда что-то делается похожим на человека, это вызывает более высокие ожидания мозга. Если эти ожидания не оправдаются, в мозгу могут возникнуть проблемы.

about:blank

По сути, именно эти отличительные черты, намекающие на лицо, напоминающее человеческое или что-то подобное, изначально привлекают внимание мозга. Интересно, что исследования показывают, что мы склонны отдавать приоритет видам, имеющим общие с нами черты, поскольку часто приписываем им человеческие качества. Это потому, что они кажутся более знакомыми или близкими. В результате те существа, которые считаются более похожими на нас, с большей вероятностью получат финансирование для природоохранных усилий, и им часто предоставляются моральные соображения.

Мы приписываем сознание животным, не являющимся людьми, воспринимая их как мыслящие и чувствующие сущности. Они соответствуют определенным критериям, что позволяет предположить, что они обладают когнитивными способностями. Однако такие предметы, как куклы, не проходят этот тест, потому что, хотя они могут иметь некоторые общие характеристики потенциальных мыслей и действий, они не дают тонких знаков, которые мы связываем с разумом, оставляя наш разум озадаченным или сбитым с толку.

Как наш мозг заставляет нас бояться кукол

Сайгин предлагает, поместив предмет в исходный ящик, рассматривая его как возможное живое существо, начинать поиск дополнительных показателей. Когда мы не можем обнаружить эти признаки или если предметы не соответствуют критериям существования, мы испытываем чувство тревоги.

Как геймер, я бы описал это так: ощущение, будто я почти решил сложную головоломку в игре, но как только я собираюсь победить, возникает неожиданное препятствие. Сигнал тревоги сигнализирует о том, что что-то не так. То же самое ощущение возникает, когда я встречаю кого-то, кто не соответствует типичным социальным нормам. Они не обязательно опасны, но их необычное поведение вызывает у меня тревогу и приводит меня в состояние повышенной готовности. Это уникальная эмоция, в отличие от страха, вызванного реальной угрозой.

about:blank

Противодействуя прямым угрозам, мы умеем их идентифицировать и выбирать соответствующие меры реагирования. Однако, когда кто-то действует таким образом, который не соответствует нашим установленным правилам, мы оказываемся в растерянности. Это царство дискомфорта, существующее между приемлемым и вредным поведением. Куклы тоже обитают в этой серой зоне.

Хотя наш высший интеллект может воспринимать их как бездействующие и безвредные, наши более примитивные реакции неопределенны. Они кажутся живыми существами, но это не так. Они занимают серую зону между безжизненностью и жизнью.

Продолжающиеся исследования направлены на то, чтобы точно определить, где происходят ошибки. В недавнем исследовании, опубликованном в журнале Psychoological Science, ученые представили участникам изображения, которые постепенно переходили от реалистичных человеческих лиц к манекенам. Набор состоял из 50 изображений, каждое из которых немного отличалось примерно на 2%. Участникам было поручено определить момент, когда, по их мнению, изображение ожило.

Таким образом, исследование пришло к выводу, что что-то должно быть примерно на 65% похожим на человека, чтобы чувство жуткости или беспокойства, часто называемое «фактором ползучести», исчезло. Стоит отметить, что наши технологические достижения, охватывающие физические и цифровые создания искусственных объектов, с трудом преодолевают этот порог в 65%. Разве это не увлекательно?

Недостаток комфорта, который мы испытываем по отношению к куклам, игровым персонажам и роботам-гуманоидам, проистекает из нашей неспособности пересечь границу, но при этом оставаться рядом с ней. Наш мозг склонен классифицировать вещи либо по одну, либо по другую сторону воспринимаемого деления.

Возможно, в данном случае это будет хорошо. Если действительно существуют злобные куклы с убийственными наклонностями, нам лучше их четко идентифицировать.

Смотрите также

2024-09-05 17:28